Оглавление:
- Классные чины государственной гражданской службы — таблица. Федеральный закон № 79-ФЗ
- Имеющие чин
- Губернатор
- Кто такой губернатор?
- Зачем губернатору быть генералом?
- Российское дворянство. вехи истории.
- Российский чиновник на службе в конце XVIII — первой половине XIX века
- Губернатор
- Могли ли губернаторы спасти Николая II в 1917 году?
- История России до 1917 года
- Табель о рангах
Классные чины государственной гражданской службы — таблица. Федеральный закон № 79-ФЗ
Классный чин государственной гражданской службы – класс, квалификация, степень пригодности лица для осуществления той или иной деятельности в госоргане в соответствии с имеющимися у него навыками, умениями, знаниями. Он устанавливается федеральным законодательным либо другим нормативным актом. Рассмотрим далее, какие существуют классные чины государственной Таблица соответствия основных классов также будет представлена в статье.
Впервые классные чины государственной гражданской службы были систематизированы Петром 1 в Табели о рангах. После революции 1917 г. они были упразднены. В 1943 г. чины снова были введены, но только для сотрудников прокуратуры и следственных органов.
В действующей сегодня таблице классных чинов государственной гражданской службы каждый класс соответствует определенному воинскому (специальному) званию. Она утверждена Указом Главы государства в 2005 г.В соответствии с ФЗ № 58 и № 25, классные чины государственной гражданской службы получают должностные лица федеральной, региональной и муниципальной гражданской госслужбы.
Чины присваиваются также служащим правоохранительных структур.Стоит сказать, что классификация госслужащих в РФ считается одной из самых сложных в административной теории и практике.
Дело в том, что разделение служащих может осуществляться по самым разным критериям. Например, в зависимости от уровня госвласти работники могут быть федеральными или региональными госслужащими.По ветвям власти классифицируют должностных лиц законодательных, исполнительных, судебных органов, прокуратуры и прочих высших госорганов. Однако наиболее значимой считается классификация служащих по чинам, специальным и воинским званиям.
В настоящее время именно она наиболее полно регулируется нормативными актами.В 1995 г. были установлены квалификационные разряды. Однако в 2004 г. был утвержден 79-ФЗ.
Он регламентирует отношения, возникающие при поступлении на госслужбу, ее прохождении. В 79-ФЗ регулируются взаимодействия госструктуры и лица, прекращающего профессиональную деятельность в ее штате.
Стоит сказать, что наряду с этим нормативным актом, положения, регулирующие рассматриваемую сферу, присутствуют и в ФЗ № 58. В Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен статус (правовое положение) федеральных госслужащих и должностных лиц госорганов субъектов РФ.В соответствии с действующим законодательством, лицам, проходящим федеральную госслужбу, присваиваются:
- дипломатические ранги;специальные/воинские звания;классные чины.
Что касается служащих региональных госструктур, то на них распространяет действие ФЗ № 58. В нормативном акте установлено, что этим лицам присваивают только классные чины.
Соответствующее положение закреплено в ст. 13 (ч. 1 п. 2).В законодательстве закреплены следующие правила:Присвоение чинов государственной гражданской службы осуществляется исключительно в соответствии с замещаемым постом.Работники, сроки полномочий которых
Имеющие чин
Судите сами: в современных словарях у слова «чиновник» два значения: во-первых, государственный служащий (столичный чиновник, правительственный чиновник, мелкий чиновник); во-вторых, должностное лицо, которое выполняет свою работу равнодушно и формально (бездушный чиновник).
Первое значение нейтральное, во втором уже есть оценка, и эта оценка явно невысока. Происхождение «чиновника» прозрачное: государственный служащий, имеющий чин. От древнерусского существительного чинъ (порядок, правило, степень, чин, должность, собрание).
Сословие чиновников официально возникло в России с появлением Табели о рангах, которую Петр I ввел в 1722 году. Это был, по сути, закон о порядке госслужбы, в нем перечислялись чины по старшинству, излагалась последовательность чинопроизводства.
Все чины подразделялись на три типа — военные, статские и придворные — и делились на 14 классов.
При этом чины военные объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Что касается отношения к чиновникам, оно с самого начала редко бывало нейтральным.
Чиновник-взяточник, равнодушный к нуждам просителя, — у кого только из писателей вы этот образ не найдете! После революции Табель о рангах упразднили, сословие чиновников ликвидировали. Людей, которые были заняты в сфере государственного управления, стали называть «служащими» — сначала совслужащими (советскими), потом госслужащими.
Многие десятилетия «чиновников» как таковых в нашем активном речевом использовании не было, слово использовалось только во втором значении, когда требовалось обозначить формально и бездушно действующего служащего.
Отрицательный оттенок накрепко въелся за эти годы в слово «чиновник», недаром в одном ряду с ним такие слова, как «чинуша» и «чинодрал» (чиновник-бюрократ). Посмотрим, какое победит.
Губернатор (Российская империя)
-
-
- ()
-
- ()
- Списки
-
- ()
· Губерна́тор (через из от [kybernētēs] «кормчий») — глава большой административно-территориальной, федеративной единицы.
Судебные уставы устраняли губернатора от участия в отправлении правосудия. г. предоставляло губернатору надзор за земским самоуправлением; присоединило к надзору значительную долю вмешательства в земские дела; но оба положения устраняли губернатора от роли непосредственного хозяина, которой он был облечен в неземских губерниях.
Положение о земских участковых начальниках г., увеличивая влияние губернатора на уездное управление, вновь предоставляло ему роль судьи в качестве председателя губернского присутствия. Власть губернатора значительно была усилена тремя законоположениями:
- Положение комитета министров 22 июля г. предоставило губернатору:
а) право общей и внезапной ревизии во всех административных местах гражданского ведомства (кроме изъятых от сего особыми правилами), б) право изъявлять несогласие на определение на службу, перемещение или перевод чиновников гражданского ведомства, если он признает их неблагонадежными, а также аттестовать их при представлении к наградам; в) право приглашать и вызывать всех служащих в губернии, даже несмотря на сравнительное их, по классу должности или чину, старшинство; г) право прекращения всеми мерами чего-либо противного общественному порядку (закрытие клубов, собраний, артелей и т.
п.).
- 3) облекало губернатора в тех местностях, где охрана введена, обширной карательной властью.
- Положение комитета министров 13 июля 1876 г. давало губернатору право издавать в пределах своего ведомства постановления в видах правильного и успешного исполнения, сообразно с местными условиями, узаконений об общественном благочинии, порядке и безопасности.
С другой стороны, правила 27 марта и 11 мая 1890 г.
о взаимных отношениях гражданских и военных властей ставили губернатора значительно ниже начальника дивизии; даже бригадный командир, если он старше губернатора в , не представляется ему, а лишь делает визит. Комиссия для переустройства местного управления под председательством статс-секретаря полагала возвести должность губернатора в III кл.
Губернатор
- Смешанная система правления
-
- Система правления
- Президентская система правления
- Полупрезидентская система правления
- Парламентская система правления
- Смешанная система правления
- Система правления
- Полупрезидентская система правления
- Парламентская система правления
- Система правления
- Президентская система правления
- Полупрезидентская система правления
- Парламентская система правления
- Списки президентов
- Списки
- Списки президентов
- Список правительств
- Список правительств
- Президентская система правления
Портал:Политика · Губерна́тор (через gubernator из gubernator от κυβερνήτης (kybernētēs) — «кормчий») — глава большой административно-территориальной, федеративной единицы.
В до губернатор — высший правительственный в . В некоторых современных государствах (, , и др.) губернатор — высшее должностное лицо административно-территориальной или федеративной единицы, назначаемое центральными органами власти или избираемое населением. В дореволюционной России губернатор — непосредственный начальник (или ), первый блюститель неприкосновенности прав верховной власти, польз государства и повсеместного, точного исполнения законов, уставов, высочайших повелений, указов правительствующего сената и предписаний начальства.
В портовых городах ( и ) и некоторых местностях, населённых казачьими войсками или находящихся на окраинах государства, существовала должность . Объём власти губернатора зависел от того, введены ли в его губернии судебные уставы, и судебно-административная реформа г.
Судебные уставы устраняли губернатора от участия в отправлении правосудия.
Земское положение г. предоставляло губернатору надзор за земским самоуправлением; присоединило к надзору значительную долю вмешательства в земские дела; но оба положения устраняли губернатора от роли непосредственного хозяина, которой он был облечен в неземских губерниях.
Положение о земских участковых начальниках г., увеличивая влияние губернатора на уездное управление, вновь предоставляло ему роль судьи в качестве председателя губернского присутствия. Власть губернатора значительно была усилена тремя законоположениями:
- Положение комитета министров 22 июля г. предоставило губернатору:
а) право общей и внезапной ревизии во всех административных местах гражданского ведомства (кроме изъятых от сего особыми правилами), б) право изъявлять несогласие на определение на службу, перемещение или перевод чиновников гражданского ведомства, если он признает их неблагонадежными, а также аттестовать их при представлении к наградам; в) право приглашать и вызывать всех служащих в губернии, даже несмотря на сравнительное их, по классу должности или чину, старшинство; г) право прекращения всеми мерами чего-либо противного общественному порядку (закрытие клубов, собраний, артелей и т. п.).
- 3) облекало губернатора в тех местностях, где охрана введена, обширной карательной властью.
- Положение комитета министров 13 июля 1876 г. давало губернатору право издавать в пределах своего ведомства постановления в видах правильного и успешного исполнения, сообразно с местными условиями, узаконений об общественном благочинии, порядке и безопасности.
С другой стороны, правила 27 марта и 11 мая 1890 г.
Кто такой губернатор?
26/09/2017 15:54В современной России губернатор — это высшее должностное лицо, возглавляющее исполнительную власть на территории того или иного субъекта Российской Федерации. С 1995 по 2005 годы губернаторы избирались в рамках прямого, равного и тайного голосования. С 2005-го по 2012-й назначались законодательными органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России.
С 1 июня 2012 года вступил в силу закон Российской Федерации, возвращающий прямые выборы высших должностных лиц региона. В Советском Союзе, как известно, губернаторов не было.
О том, кого и как назначали губернаторами в дореволюционной России, какие обязанности они выполняли, рассказывает историк Евгений Ардабацкий.
Губернатор (от лат. gubernator) – правитель. В дореволюционной России начальник губернии, осуществлявший административные, полицейские и военные функции.
Должность губернатора была учреждена Петром I в 1708 г. при первоначальном разделении страны на 8 губерний. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота власти на местах – административная, полицейская, судебная, финансовая.
При проведении второго этапа областной реформы в 1719 г.
первоначальные пределы власти губернатора были сужены: в его руках оставались только военные и судебные дела, по которым ему подчинялись воеводы провинций. В то же время воеводы были самостоятельными по части финансовой, полицейской, хозяйственной и подчинялись здесь непосредственно коллегиям – прообразам министерств. В территориальном плане по указу 1719 г.
губернатору подчинялась только провинция губернского города. Так первоначальными, но не совершенными еще областными реформами петровского периода было положено начало движению российского законодательства по вопросу о губернаторской должности. В первоначальном виде областные учреждения, в том числе и должность губернатора, существовали без изменения до 1727 г.
(Советская историческая энциклопедия.
С 1763 г. каждому губернатору для содействия в исполнении законов была дана воинская команда.
* * * Хотя деятельность местной администрации и была опутана регламентами, инструкциями и предписаниями, а центр настоятельно требовал разных ведомостей, рапортов и донесений, полное бесправие народа делало власть губернаторов и воевод неограниченной. Взяточничество, лихоимство и своеволие местных чиновников не имели границ. При вступлении своем на престол в 1762 г.
императрица Екатерина II вынуждена была признать,
Зачем губернатору быть генералом?
Александр Лукашенко, присваивая генеральские звания председателям облисполкомов и Мингорисполкома, едва ли поинтересовался историей генерал-губернаторства в Российской империи и судьбой некоторых губернаторов в генеральских погонах.А история эта любопытна и поучительна.Сам институт генерал-губернаторства был учрежден в Российской империи государыней Екатериной II (настоящее имя: София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст-Дорнбург) в 1775 году.
Это был ответ Екатерины Великой на Великое крестьянское восстание под руководством донского казака Емельяна Пугачева.Восстание было подавлено. Пугачева пленили и казнили. Но осадочек у императрицы остался.
И страх перед новыми народными выступлениями подвигнул ее придумать «ноу-хау» второй половины XVIII века – осуществить в России совмещение административных и военно-полицейских функций.У Лукашенко тоже остался осадочек от 19 декабря 2010 года и летних, 2011 года, «молчаливых» акций протеста.
Поэтому логика его действий с пожалованием всем белорусским губернаторам генеральских чинов вполне в духе госпожи фон Анхальт-Цербст-Дорнбург.Но Александр Григорьевич не стал повторять Екатерину Алексеевну во всех деталях.По губернской реформе 1775 года, в Российской империи вместо трехзвенного административного деления (губерния, провинция, уезд) стало действовать двухзвенное (губерния, уезд), в основе которого лежал принцип численности податного населения. Из прежних 23 губерний было образовано 50.
Губернии делились на 10-12 уездов.
В каждой губернии, как полагается, имелся свой губернатор.Среди губернаторов были как военные, так и сугубо гражданские служители царизма.
Причем, гражданским губернаторам генеральские звания не присваивались.Делать это, в принципе, было незачем, потому что Екатерина II поставила над губернаторами своих «смотрящих» – генерал-губернаторов. Эти люди были настоящими генералами, совмещавшими административные и военно-полицейские функции.С тех пор и до Февральской революции 1917 года генерал-губернатор являлся наместником царя в местных центрах Российской империи.
Он контролировал несколько губерний, имел обширные административные, финансовые и судебные полномочия. Ему подчинялись все воинские части и команды, расположенные в подведомственных губерниях, – короче, полная территориальная оборона «а-ля Лукашенко».Количество генерал-губернаторств в разные периоды российской истории было разным.
К своему закату, при царе Николае II (1914 год, начало Первой мировой войны), империя подошла с 7 генерал-губернаторствами, включавшими в себя пограничные губернии и области, и 2 отдельными столичными генерал-губернаторствами – Санкт-Петербургом и Москвой.
Остальные (непограничные и нестоличные) губернии и области в состав генерал-губернаторств не входили, там управление всецело оставалось в руках обычных губернаторов.Следует отметить, что президент России Владимир Путин, создавая в мае 2000 года федеральные округа (весьма похожие на царские генерал-губернаторства в смысле административного объединения нескольких республик, краев и областей и назначения на них президентских «смотрящих»)
Российское дворянство. вехи истории.
Составили О.В. Мосин и С.А. МосинаДворянство, как высшее привилегированное сословие в России, возникло на почве гocyдарственной службы.
Сам термин «дворянин» в России впервые появился во 2-й половине XII века и обозначал людей, живущих при княжеском дворе. По словам видного генеалога Л.М.
Савелова, «корни русского дворянства заходят в самую глубину нашей истории, которая если и не знала строго организованного сословия, то знала класс служилых людей, который вполне отвечал понятию о дворянстве, хотя и не был таким замкнутым, как это было у народов Запада.
Наше дворянство никогда не порывало своих связей с народом, оно всегда составляло его неотъемлемую часть».С развитием феодальных отношений на Руси дворяне превратились в мелких землевладельцев, получая за военную или административную службу в виде вознаграждения небольшие участки земли. Из княжеских слуг они превратились в «государевых служилых людей». За полученную землю (поместье) дворяне обязаны были верно служить великому князю (царю) и впоследствии стали называться помещиками.При Петре I пожизненная служба дворян была закреплена Указом 1701 года:
«.все служилые люди с земель службу служат, а даром землями никто не владеет»
.
Первое облегчение было сделано императрицей Анной Ивановной, установившей, что дворяне должны служить от 20 до 45-летнего возраста, после чего могли оставлять службу; одному дворянину из каждого семейства дозволялось вовсе не являться на службу, а заниматься хозяйством.Император Петр Ш в 1762 году освободил дворян от обязательной службы, а императрица Екатерина II в 1785 году подтвердила это право Жалованной грамотой на права, вольности и преимущества дворянства. В частности, дворянам были дарованы значительные личные, имущественные и сословные привилегии.Главными привилегиями российского дворянства были; 1) право владения на селенными имениями (до 1861 г.);2) свобода от обязательной службы (с 1762 г. до введения в 1874 г. всесословной воинской повинности);3) свобода от телесных наказаний, свобода от земских повинностей (до налоговых реформ 2-й половины XIX в.);4) право поступления на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях;5) право корпоративной организации — уездного и губернского дворянских собраний;6) право непосредственного обращения к верховной власти со своими нуждами.За лицами дворянского происхождения существовал и ряд преимуществ в прохождении службы.Российское дворянство не было замкнутой кастой, оно постоянно пополнялось за счет наиболее способных и усердных представителей других сословий.
Как писал Н.В. Гоголь, «у нас дворянство есть цвет нашего же населения. Большею частью заслуги перед Царем, народом и всей землей русской возводили у нас в знатный род людей из всех решительно сословий».Российское дворянское достоинство получал, дослужившись до определенного чина, храбрый офицер. Дворянином становился чиновник, награжденный высоким орденом.
Нередко государи жаловали дворянство за личные заслуги перед Отечеством.
Российский чиновник на службе в конце XVIII — первой половине XIX века
История русской бюрократии, оказавшей большое влияние на политическое и экономическое развитие России, в последние десятилетия привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных историков []. Однако, исследуя численность и состав чиновничества (в основном высших и средних классов), авторы работ практически не касались условий службы и быта гражданских служащих (за исключением вопроса о материальном положении чиновников и канцеляристов) [].
Восполнить этот пробел в изучении русского чиновничества необходимо, так как именно условия службы сформировали к середине XIX века тип чиновника, ставшего олицетворением целой эпохи.
Результаты исследования состава бюрократии, полученные историками путем обработки формулярных списков, свидетельствуют о большой его неоднородности в социальном, имущественном и образовательном отношении.
В зависимости от «высоты» ступени в табельной лестнице принято деление гражданских служащих на группы. К высшей относят чиновников 1-5-го класса (канцлер или действительный тайный советник 1-го класса, действительный тайный советник, тайный советник, действительный статский советник и статский советник), к средней группе — чиновников 6-8-го класса (коллежский советник, надворный советник и коллежский асессор), к низшей — 9-14-го класса (титулярный советник, коллежский секретарь, корабельный секретарь, губернский секретарь, провинциальный секретарь и коллежский регистратор) [] и к четвертой группе — канцелярских служителей, имевших свою «табель о рангах»: канцелярист, подканцелярист и копиист [].
Первую группу чиновников составляла высшая бюрократия: в столицах это члены Государственного совета, министры, сенаторы, директора министерских департаментов; в губерниях — генерал-губернаторы, губернаторы, вицегубернаторы, председатели казенных палат, председатели палат уголовного и гражданского суда. Среднее звено правительственного аппарата представляли чиновники 6-8-го класса, занимавшие должности советников центральных и губернских учреждений, начальников отделений департаментов министерств, полицмейстеров, градоначальников, губернских прокуроров, судей.
Именно они составляли ядро губернской администрации.
Канцелярские служители, составлявшие четвертую группу, не имели классных чинов и использовались для технической работы, прежде всего для переписки бумаг []. Именно к двум последним группам и принадлежало подавляющее большинство гражданских служащих. Так, в 1755 году из 4075 чиновников и канцеляристов, служивших в местном управлении, 393 (9,6%) имели чины 9-14-го класса, а 3328 (81,7%) были канцелярскими служителями.
В общей сложности 3721 человек (91,3% служащих местных учреждений) принадлежали к третьей и четвертой группам.
Губернатор
- Списки
- ()
-
-
- ()
-
-
- ()
· Губерна́тор (через из от [kybernētēs] «кормчий») — глава большой административно-территориальной, федеративной единицы. В до губернатор — высший правительственный в .
В некоторых современных государствах (, , и др.) губернатор — высшее должностное лицо административно-территориальной или федеративной единицы, назначаемое центральными органами власти или избираемое населением. В дореволюционной России губернатор — непосредственный начальник (или ), первый блюститель неприкосновенности прав верховной власти, польз государства и повсеместного, точного исполнения законов, уставов, высочайших повелений, указов правительствующего сената и предписаний начальства. В портовых городах ( и ) и некоторых местностях, населённых казачьими войсками или находящихся на окраинах государства, существовала должность .
Объём власти губернатора зависел от того, введены ли в его губернии , и судебно-административная реформа г. Судебные уставы устраняли губернатора от участия в отправлении правосудия. г. предоставляло губернатору надзор за земским самоуправлением; присоединило к надзору значительную долю вмешательства в земские дела; но оба положения устраняли губернатора от роли непосредственного хозяина, которой он был облечен в неземских губерниях.
Положение о земских участковых начальниках г., увеличивая влияние губернатора на уездное управление, вновь предоставляло ему роль судьи в качестве председателя губернского присутствия. Власть губернатора значительно была усилена тремя законоположениями:
- Положение комитета министров 22 июля г. предоставило губернатору:
а) право общей и внезапной ревизии во всех административных местах гражданского ведомства (кроме изъятых от сего особыми правилами), б) право изъявлять несогласие на определение на службу, перемещение или перевод чиновников гражданского ведомства, если он признает их неблагонадежными, а также аттестовать их при представлении к наградам; в) право приглашать и вызывать всех служащих в губернии, даже несмотря на сравнительное их, по классу должности или чину, старшинство; г) право прекращения всеми мерами чего-либо противного общественному порядку (закрытие клубов, собраний, артелей и т.
п.).
- Положение комитета министров 13 июля 1876 г. давало губернатору право издавать в пределах своего ведомства постановления в видах правильного и успешного исполнения, сообразно с местными условиями, узаконений об общественном благочинии, порядке и безопасности.
- 3) облекало губернатора в тех местностях, где охрана введена, обширной карательной властью.
С другой стороны, правила 27 марта и 11 мая 1890 г. о взаимных отношениях гражданских и военных властей ставили губернатора значительно ниже начальника дивизии; даже бригадный командир, если он старше губернатора в , не представляется ему, а лишь делает визит. Комиссия для переустройства местного управления под председательством статс-секретаря полагала возвести должность губернатора в III кл.
Могли ли губернаторы спасти Николая II в 1917 году?
По мере приближения столетнего юбилея революции внимание ученых все чаще обращается к событиям вековой давности в попытке постичь их суть и причины, связь с сегодняшним днем, усвоить уроки истории.
Одним из острых вопросов, связанных с осмыслением опыта революции, является вопрос о степени лояльности старой власти провинции в целом и «хозяев губерний» в частности. Мог ли император Николай II рассматривать губернаторский корпус как опору для сохранения собственной власти?
Граф Петр Васильевич Гендриков с супругой.
Фото: Родина Первая мировая война оказала значительное влияние на систему местного управления. Требовалось организовать работу промышленных и ремесленных предприятий, бороться с дефицитом, спекуляцией и ростом цен, обеспечить лечение раненых и устройство беженцев.
На основании Положения чрезвычайной охраны, введенного после объявления мобилизации, губернаторам предоставлялись права главноначальствующих губерниями. Они могли издавать обязательные постановления, регулировавшие как экономическую, так и общественную сферы жизни губерний и имевшие на их территории силу закона. Основной задачей губернаторов стало поддержание социального спокойствия и нивелирование негативного воздействия военных обстоятельств на жизнь обывателей, что осуществлялось губернатором и подчиненным ему аппаратом полиции совместно с местным самоуправлением.
У губернаторов имелся опыт сотрудничества с начальниками гарнизонов по использованию войск для поддержания общественного порядка. Действия губернаторов, продиктованные остротой момента, не будучи объединенными общегосударственной политикой, порождали регионализацию и повышали влияние личности губернатора на жизнь вверенной ему губернии. В военные годы возросла частота ротации губернаторского корпуса, средний срок пребывания в должности губернатора сократился.
Только за 1916 г. состоялось 43 новых назначения1. Активное перемещение губернаторов, их малая связь с губерниями дестабилизировали обстановку, хотя социальная однородность губернаторского корпуса, его включенность в состав элиты империи гарантировали стабильность в условиях кризиса центральной власти. Эти тенденции нашли свое яркое воплощение на примере Орловской губернии и ее последнего «хозяина».
Начало войны встретил на посту орловского губернатора действительный статский советник С.С. Андреевский, к тому времени занимавший свою должность уже восемь лет. За этот срок он сумел наладить тесные контакты с местной элитой.
В декабре 1915 г. Андреевский был назначен сенатором и отбыл в Петербург2.
История России до 1917 года
, ЧИНЫ, ЗВАНИЯ И ТИТУЛЫ. До XVIII в. чины не имели широкого распространения и еще не вполне отделились от обозначения должностного положения или знатного родового происхождения лица, находившегося при дворе или на службе у великого князя или царя.
В условиях местничества каждый чин (должность) занимал определенное место в ряду других, но четкой системы пожалования не было и оно полностью зависело от воли великого князя (царя). Преимущественное значение при этом имела степень родовитости — «порода».
К XVII в. сложилась система высших чинов — думные чины (по старшинству: бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки). Существовали при дворах великого князя своеобразные чины-должности: конюший, дворецкий, стольник, казначей и др., в приказах — дьяк, подьячий.
В н. XVIII в. с созданием регулярной армии широко распространились в России военные чины западноевропейского типа, впервые появившиеся в XVII в. в «полках нового строя». Преобразования Петра I резко увеличили число должностей (чинов) офицеров и государственных служащих. В 1722 была введена Табель о рангах, установившая 14 классов военных, гражданских и придворных чинов.
Наряду с собственно чинами в табель первоначально были включены и некоторые должности (напр., в III классе — генерал-прокурор; в IV — президенты коллегий; в V — генерал-провиантмейстер; в VII — вице-президенты надворных судов). Со временем Табель подверглась многочисленным изменениям (должности были исключены или превратились в чины, некоторые чины исчезли, появились новые и т. п.), но в основном действовала до 1917.
В н. XIX в. чины XI и XIII классов вышли из употребления. Чины военные. Назывались в I—V классах генеральскими (адмиральскими), VI—VIII (после 1884 — VI—VII) — штаб-офицерскими, IX—ХIV (после 1884 — VIII— XII) — обер-офицерскими (унтер-офицеры не входили в число офицерских чинов).
Обер- и штаб-офицеры гвардии сначала значились на два класса выше армейских, с 1884 — на один.
В гвардии чины майора и подполковника в 1798 были упразднены. Существовали особые военные чины, звания выше и ниже классов Табели о рангах. К первым относился генералиссимус, ко вторым — подпрапорщик (до 1880 портупей-юнкер), в кавалерии — эстандарт-юнкер, в казачьих войсках — подхорунжий.
Чин генерал-фельдмаршала был введен в 1699, первым его получил в 1700 Ф. А. Головин. Последнее пожалование этого чина лицу русской службы Д.
А. Милютину состоялось в 1898.
Всего было 64 генерал-фельдмаршала. Первыми генерал-адмиралами были Ф.
А. Головин и Ф. М. Апраксин. В XVIII—XIX вв. этот чин имели 6 чел. Последним генерал-адмиралом был вел.
кн. Алексей Александрович (ск.
1908), получивший этот чин в 1883.
Число лиц, имевших военные чины, непрерывно росло, особенно во 2-й пол. XIX в. Так, на действительной военной службе (без корпуса пограничной стражи) было в 1864 генералов и адмиралов — 351, штаб-офицеров — 2630, обер-офицеров — 16 495; в 1897 соответственно — 1212, 6282 и 35 283 чел. Всего офицеров в 1897 состояло на службе 43 720 чел.
(52% из них были потомственными дворянами).
Табель о рангах
19 августа 2014 г., 10:50 В 1722 году Петр Первый утвердил закон о государственной службе в Российской империи. Этот закон назывался «». Задумывался он хорошо: царь хотел дать возможность социального лифта талантливым людям из низших сословий.
«Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать»
– так это сформулировано в «Табели о рангах». Все чины «Табели» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные и делились на четырнадцать классов.
Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Это давало преимущества военным чинам в главном – переходе в дворянское сословие. После Петра в «Табели» многое менялось, особенно существенные изменения произошли в 1884 году.
Но, в целом, идея классификации и ранжирования должностей и последовательности чинопроизводства дожила до самой революции. Чтобы совсем не запутать читателя, мы приводим «» в том виде, в котором она действовала в XIX веке.
XIV Согласно «Табели», самый низший чин среди статских – это коллежский регистратор.
До 1845 года ему полагалось личное дворянство, потом – до самой революции – только почетное гражданство. И не надо думать, что чин ничтожный: ведь коллежским регистратором начинал не только попавший под лошадь Митя Кулдаров из чеховского рассказа «Нечаянная радость», но и Ваня Хлестаков из гоголевского «Ревизора». Да и сам Николай Васильевич Гоголь тоже.
Среди военных самым нижним чином, согласно «Табели», до 1884 года в пехоте был прапорщик, в кавалерии – корнет, у казаков – хорунжий.
Кстати, прапорщик и хорунжий –языковые родственники: оба слова означают «знаменосец». XIII -XII

К концу XVIII века чин тринадцатого класса «Табели о рангах» – провинциальный секретарь уже вышел из употребления.
Выслужившему свой срок коллежскому регистратору присваивали чин губернского секретаря. «Чинишко паршивый» – так отзывается о губернском секретаре священник в одном из рассказов Лескова. Не согласимся со святым отцом: по «Табели о рангах» губернский секретарь соответствовал армейскому чину поручика, то есть нынешнему старшему лейтенанту.
И не забудем о том, что губернским секретарем был в свое время Федор Александрович Головин, Председатель Государственной думы 1907 года.
Если продолжать о военных, то губернскому секретарю до 1884 года соответствовал военный чин прапорщика в гвардии, сотника у казаков и мичмана во флоте. В 1884 году служивым улыбнулась удача: к XII классу начали причислять уже пехотного подпоручика, корнета в кавалерии, и хорунжего у казаков.
Так что корнет Оболенский в песне имел чин XII класса.