Практикум разграничение пространственной сферы действия

Оглавление:

Развитие пространственных представлений младших школьников

  1. , педагог-психолог
  2. , Педагог-психолог

Разделы: мы считаем одной из важных задач обучения в школе, благодаря их немалому значению для усвоения знаний и навыков, как в учебной, так и практической деятельности. Конечно, ребёнок приходит в школу, имея определённый запас знаний, полученных в семье, в детском саду.

В школе же продолжается работа по совершенствованию знаний детей о пространстве.

Большое внимание этому уделяют не только учителя начальной школы, но также логопеды и психологи.

В первую очередь они работают с теми детьми, у которых наблюдается недостаточная сформированность пространственных представлений.

Самые элементарные формы ориентировки в пространстве формируются уже в младенческом возрасте, они основываются на сложных оптико-вестибулярных и кинестетических связях первой сигнальной системы [7, 15, 18]. Уже в работах Г.И.Челпанова отмечается, что представление о положении, форме вещей человек получает

«благодаря представлению положения органа, движения органа, направления движения»

[19, с.312] И.М.Сеченов, указывая на особую роль в процессе восприятия пространства двигательных и зрительных ощущений, писал, что при рассматривании предмета «мы бываем вынуждены поворачивать в его сторону глаза и голову», вследствие чего «к зрительному чувствованию присоединяется мышечная реакция» [17, с.470].

Прослеживая формирование восприятия пространства в процессе развития ребёнка, И.М.Сеченов обращал внимание на большую роль в этом двигательной активности ребёнка, возможности перемещаться в пространстве и действовать с различно расположенными предметами.

Исследования Б.Г.Ананьева и его сотрудников подтвердили, что

«восприятие пространства есть сложная интермодальная ассоциация»

, которая образуется «из взаимодействия различных анализаторов внешней и внутренней среды человеческого организма» [1, с.6] и возникает в результате не созерцательного, а «действенного отношения к миру» [20, с.17].

Но восприятия предметов, движения и связанного с ним «мышечного чувства» (имеющих место в процессе практического овладения предметами), которые являются первыми необходимыми условиями познания пространства, ещё не достаточно, чтобы ребёнок знал, что такое «далеко», «рядом», «справа» и т.д.

В преддошкольном возрасте на новый, более высокий уровень восприятие пространства поднимает

«включение сигналов второй системы во всю отражательную деятельность ребёнка»

[15, с.47].

Именно слово, которое наполняется конкретным содержанием, становится раздражителем,

«замыкающим временные связи между первой и второй сигнальными системами»

[18, с.13]. С этого момента развитие пространственной ориентации ребёнка происходит в неразрывной связи с формированием его мышления и речи.

В результате взаимодействия взрослого и ребёнка, последний постепенно переходит от неточных общих словесных обозначений пространства («там», «тут», «здесь» и т.п.) к освоению специальных слов, обозначающих пространственные признаки предмета и его взаиморасположение с другими («слева», «выше» и т.п.).

Программа развития пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза и коррекции их недостатков

4 Исключительная значимость своевременного формирова­ния пространственных функций для детского развития, их тесная взаимосвязь со становлением познавательной деятель­ности и развитием специфических школьных навыков и уме­ний неоднократно были предметом обсуждения в научно-те­оретических и прикладных исследованиях (Б.Г. Ананьев, В.В. Бушурова, О.И. Галкина, М.А.

Гузеева, Л.А. Кладницкая, А.Я. Колодная, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская, Е.Ф. Рыбалко, Н.Ф. Шемякин и др.).

Установлено, что, несмотря на большой прогресс в развитии пространственного восприятия и простран­ственных представлений, который наблюдается у детей на протяжении всего дошкольного возраста, недостаточность пространственных функций обусловливает 47% трудностей, испытываемых ими при усвоении учебного материала по ма­тематике, 24% трудностей при усвоении материала по рус­скому языку и формировании навыков письма, 16% трудно­стей при обучении чтению1. 1 Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику.

Психодиагнос­тические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. М., 1997. Наиболее типичными ошибками пространственного раз­личения у учеников начальной школы являются: ■ в поведении — пространственные ошибки в выполне­нии правил расположения учебных предметов на партах и требований учителя, связанных с направлениями дви­жения (вперед, назад, в сторону и др.); ■ в чтении — суженный круг различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, про­странственное различение сходных по форме букв и др.; ■ в письме — неумение соотнести букву и линии в тетра­ди, т.е.

ориентироваться в пространстве листа тетради, смешение верха и низа сходных букв, зеркальные ошиб­ки вследствие перевертывания буквенного знака в об­ратную сторону; ■ в математике — ошибочное написание цифр, неумение расположить симметрично запись примеров в тетради, глазомерные ошибки при измерении, несформированность сложных пространственных представлений, необ­ходимых для усвоения понятий «метр» и «сантиметр»; ■ в рисовании — глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке и др.; ■ в гимнастических упражнениях — неправильное направ­ление движения при перестроении под команду (в пра­вую сторону вместо левой и наоборот), трудность переклю­чения с одного направления движения на другое и т.д.

В числе основных причин этих трудностей Б.Г.

Ананьев, Е.Ф. Рыбалко (1964) называют, во-первых, незавершенность процесса формирования типов совместной работы обоих по­лушарий головного мозга и, во-вторых, обилие вновь вводи­мых учителем словесных обозначений пространственных признаков, которые не подкрепляются практическими дей­ствиями учеников и специальной тренировкой анализаторов на различение пространственных признаков и отношений между объектами. Логика развертывания поэтапной работы по развитию и совершенствованию пространственной ориентации и устра­нению ее недостатков у

Практикум разграничение пространственной сферы действия

/ / 14.04.2018 62 Views 16.04.2018 16.04.2018 16.04.2018 Определение сферы действия международного права имеет существенное значение как для теории, так и для практики, для эффективности международного права и для его взаимодействия с национальным правом. Пока как в теории, так и в практике отсутствует ясность в данном вопросе.

Правда, литература и практика стали уделять ему больше внимания <*. в договоры чаще включаются статьи под титулом «сфера действия договора».

в большинстве случаев в них говорится о территориальной сфере. под сферой действия международного права понимается область применения международно-правовых средств воздействия на объект регулирования. эта сфера имеет три основных аспекта — субъектный, объектный и пространственный.

соответственно, теоретически можно выделить субъектную, объектную и пространственную сферы действия международного> Важно Эта сфера имеет три основных аспекта — субъектный, объектный и пространственный. Соответственно, теоретически можно выделить субъектную, объектную и пространственную сферы действия международного права.

Субъектная и объектная сферы Субъектная сфера определяется кругом субъектов, на которых распространяется действие международного права. По своей идее это право призвано быть универсальным.

Внимание Однако таковым оно стало лишь в наше время.

Теперь нет государств, находящихся вне права. Важным изменением субъектной сферы явилось включение в нее межгосударственных организаций.

Инфо Немало юристов ставят вопрос о распространении сферы действия международного права на индивидов. Едва ли могут быть сомнения в необходимости повышения роли международного права в защите прав человека. Все дело в том, как достичь этой цели. Нередко ее рассматривают как единственную сферу действия международного права.

Эти аспекты сферы действия международного права особенно важны. Для всех договоров первостепенное значение имеет субъектная сфера — на кого распространяется его действие. Объектная сфера определяется содержанием договора — какие виды отношений и в какой мере им регулируются.

Вместе с тем практика не придерживается четких и единообразных понятий в этой области.

Возьмем, например, соглашения об устранении двойного налогообложения, для которых особенно важно четкое определение различных аспектов сферы их действия.

Однако это ни в коей мере не превращает внутреннее дело в международное. Договор регулирует лишь международные отношения, касающиеся этого внутреннего дела.

Одна из причин отмеченных взглядов видится в том, что их авторы не нашли четкого критерия для разграничения сфер действия международного и внутреннего права.

Таким критерием является объект правового регулирования. Поэтому сферой действия международного права являются межгосударственные отношения, сферой действия внутреннего права — отношения с участием физических и юридических лиц.

§ 4. Разграничение пространственных сфердействия международного и внутреннего права

Согласно ст.

VIII Договора об Антарктике, работающий там персонал находится под юрисдикцией государства своего гражданства.Отмеченное положение обусловлено также тем, что правовому порядку противопоказан вакуум, в данном случае — наличие таких пространственных сфер, где бы отсутствовало правовое регулирование общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правом. Наконец, реально контроль за деятельностью индивидов в международных пространствах может обеспечить только государство. Таким образом, абсолютной пространственной сферой действия международного права являются международные пространства.

Оно определяет их режим. По мере интенсификации деятельности юридических и физических лиц в этой сфере сюда все шире проникает внутреннее право. Однако рамки его действия определяются международным правом. Осуществляя полный суверенитет в пределах своей территории, государство устанавливает правопорядок, которому подчинены все находящиеся там физические и юридические лица.
Государственная территория — сфера действия внутреннего права.

Именно оно регулирует порядок проникновения в эту сферу международного и иностранного права.

Новым, весьма показательным шагом в определении сфер действия международного и внутреннего права явилось международно-правовое запрещение осуществления в пределах национальной юрисдикции деятельности, которая наносит ущерб окружающей среде других государств или районов за пределами национальной юрисдикции (Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии 1979 г.). Представляется, что сегодня запрещение всякой деятельности, осуществляемой на территории государства и причиняющей ущерб законным интересам других государств, вытекает из целей и принципов международного права.

Так, из принципа суверенного равенства вытекает обязанность уважать права других государств, в том числе и в отношении их территории. В 2001 г. Комиссия международного права ООН приняла проект статей о предотвращении трансграничного ущерба от опасных видов деятельности.

Этот документ представляет собой первый этап кодификации более широкой темы «Международная ответственность государства за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом». В том же году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала Комиссии продолжить работу над этой темой. НАЗАД; ВПЕРЕД Вы можете следить за комментариями к этой публикации через .

Вы можете или со своего сайта.

  1. 4 октября 2020
  2. 4 октября 2020
  3. 4 октября 2020
  4. 4 октября 2020
  5. 4 октября 2020
  6. 4 октября 2020
  7. 4 октября 2020
  8. 4 октября 2020
  9. 4 октября 2020
  10. 4 октября 2020
  11. 4 октября 2020
  12. 4 октября 2020
  13. 4 октября 2020
  14. 4 октября 2020
  15. 4 октября 2020

КАЛЕНДАРЬ Октябрь 2020 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 123456 78910111213 14151617181920 21222324252627 28293031 Правовой портал «Правопорядок» работает на . © 2009-2017 Правовой портал «Правопорядок», все права защищены.

Специфика разграничения суверенной власти при осуществлении регулятивной функции в сфере интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

С.И. Крупко * СПЕЦИФИКА РАЗГРАНИЧЕНИЯ СУВЕРЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ** Действие позитивного права и субъективных прав в пространстве основывается на разделении пространственной сферы действия власти суверенов на основе территориального и персонального принципов.

Как справедливо отмечал А.Н. Макаров, разграничить пределы личного верховенства одного государства с пределами территориального верховенства другого далеко не всегда легко и про-сто1. Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (далее — РИД/средство индивидуализации) не имеют места нахождения в пространстве, они повсеместны. Нередко отсутствует материальная фактическая связь правоотношения, возникающего по поводу РИД/средства индивидуализации, с территорией государства, в отношении которого испрашивается защита, например в случае, когда музыкальное произведение создано гражданином государства А в период осуществления им деятельности в этом государстве, однако правовая охрана возникает в государстве Б.

В силу этого предмет регулирования национальных законов об интеллектуальной собственности определяется с помощью особых критериев, которые не всегда выражают географическую привязку РИД/средства индивидуализации, поведения в отношении него, субъекта интеллектуальных прав к стране, в отношении которой испрашивается защита. РИД/средство индивидуализации может быть связано с тем или иным государством критерием места осуществления процесса по его созданию, либо места осуществления процесса по его выражению в объективной форме, либо места его использования, а также через субъектов, осуществляющих вышеуказанные * Кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, арбитр МКАС, член AIPPI и ATRIP. ** Статья подготовлена при поддержке СПС «КонсультантПлюс».

1 См.: Макаров А.Н. Основные начала международного частного права.

М., 2005. С. 6, 7. Труды Института государства и права Российской академии наук № 6/2015 действия, т.е. через автора, правообладателя, пользователя.

Вследствие этого для определения охраняемых объектов, юридического состава нарушения исключительных прав в сфере интеллектуальной собственности используются юридические техники, заимствованные в международном частном праве, а именно широко используются «коллизионные формулы» для квалификации объекта или субъекта, которые охватываются предметом регулирования национального закона. Необходимо подчеркнуть, что объективные нормы, гипотезы которых указывают на иностранный фактический состав, относятся к материальным нормам гражданского права, а не к нормам международного частного права.

Включение в материальные нормы элементов, схожих по структуре с коллизионными нормами, носит функциональный характер: иностранный элемент значим для наступления материально-правовых последствий; правоотношение сохраняет внутренний характер. Коллизионно-правовая осложнен-ность иностранным элементом возникает только при наличии

Радник

189 В пределах своей территории государство обладает полным и исключительным суверенитом. Граница государственной территории проходит по внешнему пределу территориальных вод.

Тем не менее в интересах международного судоходства международное право ограничило осуществление прав суверена в территориальных водах, предоставив иностранным судам право мирного прохода.

Мирный проход регулируется правом прибрежного государства, но оно должно соответствовать международному праву. Это один из случаев, когда международное право проникает в сферу территориального верховенства государства во имя обеспечения интернациональных интересов. Правда, проникновение носит ограниченный, функциональный характер.

Было бы, однако, неверно считать, будто только международное право расширяет свою сферу за счет внутреннего права. Там, где этого требуют интересы государств и решение задачи поддержания правопорядка, международное право разрешает распространение действия государственного суверенитета, внутреннего права на международное пространство.

Но и здесь расширение сферы носит ограниченный, функциональный характер. Международное право допускает распространение специализированной юрисдикции прибрежного государства за пределы территориального моря.

В прилежащей зоне государство может осуществлять контроль в целях предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных, санитарных законов или правил на его территории, а также для наказания за нарушение указанных законов и правил, совершенное на его территории. Из сказанного видно, что предоставление прибрежному государству права специализированной юрисдикции в прилежащей зоне объясняется необходимостью обеспечить эффективность действия определенных норм внутреннего права на госуда рственной территории. Режим международных пространств — воздушного и космического, открытого моря — целиком определяется международным правом.

Это же относится и к сухопутной международной территории — Антарктике, режим которой определен Договором 1950 г.

Во всех международных пространствах безусловный примат принадлежит международному праву. Оно определяет, в какой мере здесь может действовать внутреннее право. Международное право закрепило положение, согласно которому деятельность физических и юридических лиц в международных пространствах регулируется внутренним правом <*>.

Такое регулирование должно, разумеется, осуществляться в рамках международного права.

Еще раз подтверждается, что деятельность физических и юридических лиц, где бы она ни осуществлялась, подчинена национальному праву.

Вновь мы видим, что объекту регулирования принадлежит решающее слово в определении применимого права. Отмеченное положение обусловлено также тем, что правовому порядку противопоказан вакуум, в данном случае — наличие таких пространственных сфер, где бы отсутствовало правовое регулирование общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правом.

Наконец, реально контроль за деятельностью индивидов в международных пространствах может обеспечить только государство.

Программа развития пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза и коррекции их недостатков

Стр 3 из 11Исключительная значимость своевременного формирова­ния пространственных функций для детского развития, их тесная взаимосвязь со становлением познавательной деятель­ности и развитием специфических школьных навыков и уме­ний неоднократно были предметом обсуждения в научно-те­оретических и прикладных исследованиях (Б.Г.

Ананьев, В.В. Бушурова, О.И. Галкина, М.А. Гузеева, Л.А. Кладницкая, А.Я.

Колодная, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская, Е.Ф. Рыбалко, Н.Ф. Шемякин и др.). Установлено, что, несмотря на большой прогресс в развитии пространственного восприятия и простран­ственных представлений, который наблюдается у детей на протяжении всего дошкольного возраста, недостаточность пространственных функций обусловливает 47% трудностей, испытываемых ими при усвоении учебного материала по ма­тематике, 24% трудностей при усвоении материала по рус­скому языку и формировании навыков письма, 16% трудно­стей при обучении чтению1.

1 Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагнос­тические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. М., 1997. Наиболее типичными ошибками пространственного раз­личения у учеников начальной школы являются: ■ в поведении — пространственные ошибки в выполне­нии правил расположения учебных предметов на партах и требований учителя, связанных с направлениями дви­жения (вперед, назад, в сторону и др.); ■ в чтении — суженный круг различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, про­странственное различение сходных по форме букв и др.; ■ в письме — неумение соотнести букву и линии в тетра­ди, т.е.

ориентироваться в пространстве листа тетради, смешение верха и низа сходных букв, зеркальные ошиб­ки вследствие перевертывания буквенного знака в об­ратную сторону; ■ в математике — ошибочное написание цифр, неумение расположить симметрично запись примеров в тетради, глазомерные ошибки при измерении, несформированность сложных пространственных представлений, необ­ходимых для усвоения понятий «метр» и «сантиметр»; ■ в рисовании — глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке и др.; ■ в гимнастических упражнениях — неправильное направ­ление движения при перестроении под команду (в пра­вую сторону вместо левой и наоборот), трудность переклю­чения с одного направления движения на другое и т.д. В числе основных причин этих трудностей Б.Г.

Ананьев, Е.Ф. Рыбалко (1964) называют, во-первых, незавершенность процесса формирования типов совместной работы обоих по­лушарий головного мозга и, во-вторых, обилие вновь вводи­мых учителем словесных обозначений пространственных признаков, которые не подкрепляются практическими дей­ствиями учеников и специальной тренировкой анализаторов на различение пространственных признаков и отношений между объектами. Логика развертывания поэтапной работы по развитию и совершенствованию пространственной ориентации и устра­нению ее недостатков

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Под сферой действия межд права принято понимать область применения межд-прав средств воздействия на объект регулирования.

Эта сфера имеет три базовых аспекта — субъектный, объектный и пространственный. Субъектная и объектная сферы.Субъектная сфера определяется кругом субъектов, на кот распространяется действие межд права. Важным изменением субъектной сферы явилось включение в нее межгос организаций.

Объектная сфера — это круг регулируемых отношений, кот явл его объектом.

Объектная сфера связана с субъектной, поскольку в нее входят только отношения между субъектами межд права. Все эти аспекты сферы действия межд права практически важны.

Для всœех договоров первостепенное значение имеет субъектная сфера — на кого распространяется его действие. Объектная сфера определяется содержанием договора — какие виды отношений и в какой мере им регулируются.

Пространственная сфера.Пространственная (или территориальная) сфера действия межд права привлекает основное внимание практики, именно ей посвящены постановления договоров о сфере их действия.

Речь идет о тех сухопутных, водных, воздушных, космических пространствах, в которых действует межд право.

Разграничение пространственных сфер действия межд и национального права.В пределах своей территории гос-во осуществляет полный и исключительный суверенитет. Граница гос территории проходит по внешнему пределу территориальных вод. Тем не менее в интересах межд судоходства межд право ограничило осуществление прав суверена в территориальных водах, предоставив иностранным судам право мирного прохода.

Мирный проход регулируется правом прибрежного гос-ва, но оно должно соответствовать межд праву.

Межд право закрепило положение, согласно кот деятельность физ и юр лиц в межд пространствах (воздушное, космическое, открытое море, Антарктика) регулируется национальным правом, естественно в рамках межд права. Межд право и экстратерриториальное действие национального права.Человек обладает юр статусом, комплексом прав и обязанностей, обретенных в определœенной правовой системе. При перемещении в сферу действия другой правовой системы он не может лишаться своих личных, имущественных и многих других прав.

В результате права, созданные в рамках одной национальной правовой системы, должны признаваться в сфере действия другой.

Это наиболее давний и массовый случай экстратерриториального действия нац права.

Общее правило, опирающееся на осн принципы межд права, состоит в том, что гос-во осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории и ограниченную — в отношении своих граждан и организаций за рубежом.

Развитие оптико-пространственных представлений и графо-моторных навыков у дошкольников

Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений.

Пространственные представления, хотя и возникают очень рано у детей дошкольного возраста, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета.

В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетические, осязательные, зрительные, слуховой, обонятельный).

У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами) В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного расположения предметов.

Например, вам предложили взять книгу, и сказали, что она стоит на полке справа, в середине второго сверху ряда. Вы подошли и сразу обратили на нее внимание.

Затем Вы потянулись к ней (к этой, а не другой), взяли в руки, приблизили к глазам, тем самым Вы продемонстрировали свою пространственную и зрительно — моторную координацию.

Для взрослых все вышеперечисленные действия совершенно элементарны, а ребенок же должен все это сначала понять, осознать, без этих и многих других основополагающих для развития ребенка понятий, он не может правильно ориентироваться в пространстве, успешно познавать окружающий мир, активно преобразовывать его. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации.

Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных.

Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх.

А так же используя повседневную жизнь.

Сформированность пространственных и временных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста

В каком направлении ты катишь мяч?

Заключение Пространственные представления — представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты). Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития. Выявление особенностей развития пространственной ориентировки у дошкольников имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.

Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми. Развитие ориентировки в пространстве начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела).

Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений. Ряд исследований отечественных психологов показал, что развития ребенка происходит в присущих ему деятельностях (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В.

Запорожец). Наиболее характерные для дошкольников виды деятельности — сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.).

Во всех этих видах деятельности есть одна общая особенность — ориентировка в пространстве. Без пространственной практической ориентировки ребенка в пространстве невозможно формирование пространственных представлений и понятий.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы: Развивать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного педагогического руководства. Ориентировка в пространстве — характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной), следовательно, доступно для усвоения детьми.