Оглавление:
- Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
- Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
- Международное воздушное право
- Режим полетов в суверенном воздушном пространстве
- Open Library — открытая библиотека учебной информации
- Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией.
- Электронная библиотека
- Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.
Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
Международное воздушное пространство находится над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами, а также над Антарктикой. Принцип свободы открытого моря связан с принципом свободы открытого воздушного пространства над ним. Все государства, независимо от того, являются они прибрежными или нет, имеют право свободно, т.е.
Государство сохраняет свою юрисдикцию над зарегистрированным им воздушным судном, осуществляющим полет в международном воздушном пространстве. Власть другого государства на данное воздушное судно не распространяется, что означает также недопустимость вмешательства в полет этого судна. Государства обязаны не допускать создания со стороны их воздушных судов угрозы безопасности полетов воздушных судов других государств, а также безопасности мореплавания.
С этой целью государства заключают договоры о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним.
В частности, не допускаются имитация атак посредством имитации применения оружия по самолетам и кораблям; выполнение военными самолетами опасных облетов иностранных морских судов и любые другие действия, представляющие опасность как для полетов в воздушном пространстве, так и для судоходства в открытом море. В связи с этим важное значение имеет соблюдение правила – каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, имеет соответствующие национальные и регистрационные знаки. Воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы.
Государство, под юрисдикцией которого находятся воздушные и морские суда, ставшие объектом нападения или опасных маневров, в праве государства, воздушные силы которого допустили опасные действия.
Принцип свободы международного воздушного пространства не отвергает необходимости упорядочения международных полетов с учетом обязательства участников Чикагской конвенции 1944 г.
обращать должное внимание на безопасность навигации гражданских воздушных судов.
Это требование обеспечивается внедрением со стороны ИКАО системы маршрутов обслуживания воздушного движения (схема 19). Схема 19. Свободы воздуха по Чикагской конвенции 1944 г.
Помимо свободы полетов воздушных судов над открытым морем, существует свобода научных исследований посредством воздушных судов, свобода использования летательных аппаратов для обеспечения рыболовства и возведения установок и сооружений.
Режим воздушного пространства над Антарктикой регулируется Договором об Антарктике 1959 г. Все государства, независимо от их участия в данном Договоре, имеют право свободно осуществлять над Антарктикой полеты гражданских воздушных судов, строго придерживаясь стандартов ИКАО.
Антарктика, включая воздушное пространство над нею, используется только в мирных целях.
Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
Стр 37 из 59 Международное воздушное пространство находится над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами, а также над Антарктикой.
Принцип свободы открытого моря связан с принципом свободы открытого воздушного пространстванад ним. Все государства, независимо от того, являются они прибрежными или нет, имеют право свободно, т.е.
без разрешения кого-либо, осуществлять пролет над открытым морем и не приобретают в отношении этого воздушного пространства суверенных прав. Однако данная свобода реализуется государствами с учетом основных принципов международного права и, следовательно, предполагает действие ряда общепризнанных правил.
Для определения четких критериев в обслуживании международных полетов над открытым морем (аэронавигационный контроль и обеспечение полетной информации) ИКАО установила четыре основные категории воздушного пространства над открытым морем: консультативное, контролируемое, опасные зоны, зоны ограниченного режима полетов. 1.Консультативное воздушное пространство — район над открытым морем, в пределах которого ЛА предоставляются полетная информация и ограниченное обслуживание диспетчерской службой лишь в целях оптимального рассредоточения ЛА в данном районе. Как правило, такое воздушное пространство включает районы и маршруты, где диспетчерская служба по каким-либо причинам (к примеру, в силу удаленности от береговой линии) не может управлять воздушным движением, а соответствующее государство не может нести ответственность за безопасность международных полетов.
2.Контролируемое воздушное пространство — район открытого моря, в пределах которого диспетчерская служба обеспечивает УВД, а соответствующее (прибрежное) государство несет ответственность за обеспечение безопасности полетов. В пределах такого пространства следует выделить контролируемые воздушные трассы и контролируемые аэродромные зоны.
выходить за пределы территориальных вод в случаях, когда аэродром расположен на берегу или вблизи от берега.
Расширение аэродромной зоны за пределы территориальных вод прибрежное государство вправе производить в одностороннем порядке, однако это не влечет за собой распространения действия государственного суверенитета на эти зоны. 3.Опасная зона — район открытого моря, в пределах которого может возникать опасность для полетов ЛА.
4.Зона ограниченного режима полетов — воздушное пространство над открытым морем, в пределах которого производство полетов временно ограничено.
Так, государства устанавливают ограничения для плавания и полетов в районах открытого моря во время испытания межконтинентальных ракет. Государство сохраняет свою юрисдикцию над зарегистрированным им воздушным судном, осуществляющим полет в международном воздушном пространстве.
Правила полетов в международном воздушном пространстве и воздушном пространстве государств.
Стр 8 из 21 Правовой режим воздушного пространства.
С точки зрения правового режима различают следующие виды воздушного пространства: а) воздушное пространство над государственной территорией, включая воздушное пространство над территориальными водами; б) воздушное пространство над территориями, не находящимися под суверенитетом государств (открытое море, Антарктика и др.).
В зависимости от вида устанавливается и различный правовой режим воздушного пространства: а) воздушное пространство над сухопутной территорией государства, а также над его внутренними и территориальными водами является государственной территорией подлежащего государства; оно неприкосновенно, и государство осуществляет над ним полный и исключительный суверенитет; б) воздушное пространство над экономическими зонами, открытым морем, Антарктикой свободно для полетов всех видов самолетов с учетом правового режима этих вод. Правовой режим воздушного пространства отдельного государства — это совокупность юридических норм, устанавливающих права государств в отношении их воздушного пространства и порядка его использования, порядок воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров.
Он устанавливается для обеспечения политических, экономических и оборонных интересов государства.
Главной его составной частью является определение порядка предоставления права полетов.
Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом международных соглашений, таких, как Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., и др. Так, согласно Воздушному кодексу Российской Федерации принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством России. Это значит, что только Российской Федерации принадлежит право установления правового режима в своем воздушном пространстве, право запрещать или разрешать полеты иностранных судов в ее воздушном пространстве.
За нарушение правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации установлена уголовная ответственность. Полеты военных самолетов России в своем воздушном пространстве осуществляются с разрешения Министерства обороны РФ и его компетентных органов в соответствии с требованиями основных правил полетов в воздушном пространстве России.
Особые правила установлены для полетов иностранных военных самолетов.
Международное воздушное право
СОДЕРЖАНИЕ: – совокупность юридических принципов и норм, прямо или косвенно регулирующих отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных сообщений. Международные воздушные сообщения означает воздушные сообщения, осуществляемые воздушными судами с целью общественных перевозок пассажиров, почты или груза, над территорией более чем одного государства.
Под воздушным судном признается летательный аппарат, легче или тяжелее воздуха, который может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом. К воздушным судам не относятся: космические корабли, суда на воздушной подушке, метеорологические шары и беспилотные аэростаты. Специфической особенностью гражданской авиации является ее международный характер, в связи с чем большинство норм воздушного права это либо международные соглашения, либо унифицированные международные нормы (т.
е. нормы национального законодательства, путем договоров унифицированные на международном уровне).
Как и любые нормы международного права, нормы международного воздушного права, а также дополнения и изменения в ранее заключенные договоры, являются обязательными только для ратифицировавших их стран. Первый нормативно правовой акт, направленный на регулирование воздушных полетов был принят в 1784 году властями Парижа, в котором запрещались полеты на воздушном шаре без специального разрешения полиции, с целью защиты жизнь и здоровья людей и частной собственность от негативных последствий, которые могли быть вызваны падением воздушного шара. В свою очередь в 1784 году в России Екатерина II издала указ о запрещении пускать воздушные шары с 1 марта по 1 декабря из-за опасности возникновения пожаров.
Но такие идеи не получили широкой поддержки и принцип суверенитета воздушного пространства был однозначно закреплен в Парижской конвенции о регулировании воздушной навигации 1919 г., а впоследствии и во множестве других многосторонних соглашениях. Данный принцип еще раз подтверждается в Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.
Воздушное пространство в настоящее время рассматривается как пространство, расположенное над сухопутной и водной территорией государства и разделяющее с ним правовой режим. Таким образом, согласно Женевской Конвенции об открытом море 1958 года, а также в соответствии с международным обычным правом свободы открытого
Режим полетов в суверенном воздушном пространстве
» Воздушное пространство, расположенное над территорией , является частью его территории.
Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и имеет разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией.
Для организации полетов воздушных судов и осуществления других видов деятельности по использованию воздушного пространства государство выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т.д.
Каждое государство также обязано предоставлять на своей территории радио- и метеорологические службы, иные средства для аэронавигации, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы.
В целях обеспечения государственной или общественной безопасности государства вправе также устанавливать зоны ограничения полетов. Эти ограничения могут заключаться в особом порядке получения разрешения на полет, определении специальных условий полетов, ограничении полетов и т.д. В отдельных районах государства полеты могут быть полностью запрещены.
Государства регулируют деятельность национальных и иностранных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешения на эксплуатацию международных воздушных линий, условия полета, посадки на аэродромах, перевозки пассажиров, грузов, багажа и др. В соответствии с международными договорами выработаны следующие «права или свободы воздуха»:
- право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.
- право выполнять полет с посадкой (для дозаправки и др.);
- право принимать на борт и высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы, багаж и почту;
- право осуществлять перевозки между третьими государствами через свою территорию;
- право выполнять транзитные беспосадочные полеты в своем пространстве иностранным авиаперевозчиком;
- те же действия для любых третьих стран;
Государства обязаны принимать меры для обеспечения того, чтобы каждое воздушное судно, совершающее полет в пределах его территории, а также каждое воздушное судно, несущее государственный опознавательный знак, соблюдало действующие правила. События 1983 г., когда в районе советского Дальнего Востока был сбит иностранный гражданский самолет, находившийся в воздушном пространстве без разрешения, послужили основанием к принятию поправки 3 bis к Чикагской конвенции 1944 г.
В соответствии с этой поправкой каждое государство имеет право требовать посадки в аэропорту иностранного гражданского воздушного судна, если оно совершает полет над его территорией без его разрешения. В случае перехвата нарушителя не должна ставиться под угрозу безопасность находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна.
осуществляет полный и исключительный суверенитет над своим воздушным пространством.
Воздушное пространство в пределах границ РФ является государственной территорией РФ.
Правовой режим воздушного пространства
Open Library — открытая библиотека учебной информации
Международное воздушное право — это отрасль международного права, совокупность принципов и норм, регулирующих отношения мел субъектами в связи с использованием воздушного пространстве и определяющих его правовой режим (см. схему 29). Предмет регулирования Незаконное вмешательство в деятельность гражданской авиации Регулирование полетов в международном воздушном пространстве Предмет регулирования Тема 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО Современные государства не могут нормально функционировать, развивать свои экономические и политические связи без надежно действующей системы использования воздушного пространства.
Сотрудничество государств в этой области регулируется международным воздушным правом.С точки зрения права воздушное пространство подразделяется на пространство; входящее в состав территории суверенного государства, и международное пространство над открытым морем, международными проливами и Антарктикой.
Суверенитет государства над воздушным пространством ограничен пределами воздушного пространства.
Правовой режим использования воздушного пространств определяется нормами, регулирующими как непосредственно международные передвижения, так и международные сообщения, т. е. коммерческую деятельность гражданской авиации.
Международными воздушными передвижениями считаются полеты через воздушное пространство более чем одного государства, выполняемые в коммерческих целях.
В свою очередь, международные полеты бывают регулярными и Нерегулярными. Регулярные полеты реализуются целью перевозки грузов, пассажиров и почты между одними теми же пунктами в соответствии с опубликованным расписанием.
К нерегулярным, относятся полеты эпизодические, разовые, к примеру, с целью чартерных перевозок. В международном воздушном праве действуют следующие принципы: · принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространствомзаключается в праве государства устанавливать режим использования воздушного пространства; · принцип свободы полета в открытом воздушном пространстве состоит в том, что воздушные суда в открытом воздушном пространстве пользуются свободой полета͵ подчиняются юрисдикции государства регистрации; · принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации обязывает государства обеспечить техническую надежность авиационной техники, аэропортов, авиационных служб и воздушных трасс, вести борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
Международно-правовое регулирование воздушного пространства ведет свое начало с Парижской конференции о воздушной навигации 1919 ᴦ., которая закрепила принцип суверенитета государства на его воздушное пространство.
Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией.
Стр 4 из 5Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности. (СЛАЙД 32)Государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляют: специально уполномоченный орган в области обороны — полное государственное регулирование использования воздушного пространства; специально уполномоченный орган в области гражданской авиации — государственное регулирование деятельности по использованию той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.
При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами, и в первую очередь связанными с отражением воздушного нападения, предотвращением и прекращением нарушений государственной границы или вооруженного вторжения на территорию государства; предотвращением и прекращением нарушений федеральных (государственных) правил использования воздушного пространства; выполнением полетов воздушных судов в интересах обороноспособности и безопасности государства.
В международном праве существует деление воздушных судов на государственные и гражданские. (СЛАЙД 33)Чикагская конвенция (ст. 3) устанавливает, что воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейских службах, рассматриваются в качестве государственных воздушных судов.
Воздушное судно должно быть зарегистрировано, причем только в одном государстве, иметь опознавательные знаки, устанавливающие национальность судна и индивидуализирующие конкретное воздушное судно.
Знаки должны легко распознаваться, не допускать смешения судов различных национальностей, иметь особое обозначение для военных судов. При осуществлении международных полетов воздушное судно должно иметь удостоверение о регистрации, о годности к полетам, бортовой журнал, в который заносятся основные данные о воздушном судне и его экипаже.
Члены экипажа должны иметь удостоверения или свидетельства о квалификации. Основанием допуска иностранных воздушных судов на территорию государства, т. е. осуществления международных полетов, являются международный договор либо специальное разрешение.
Так, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Воздушным кодексом, то применяются правила международного договора.
Национальным законодательством и Чикагской конвенцией 1944 г. в части осуществления во время международных полетов коммерческой деятельности
Правовой режим воздушного пространства в пределах государства и воздушного пространства, находящегося за пределами государства.
Каждое государство осуществляет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства, расположенного над его государственной территорией (сухопутной и водной).
Это положение отражено в воздушных кодексах многих государств и подтверждено в ст.
l Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.
Суверенитет над воздушным пространством — составная часть государственного суверенитета, поэтому его общие свойства — верховенство на всей территории и независимость в МО — распространяются и на воздушное пространство над государственной территорией. В силу этого воздушное пространство над государственной территорией суверенно, т.е.
оно не подчиняется никакой власти, кроме той, что исходит от государства, над территорией которого оно расположено. Осуществление государством всей полноты власти, являющейся высшей, верховной в пределах национального воздушного пространства, проявляется в закреплении государством принципа полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространствомв своем законодательстве. Суверенитет над воздушным пространством проявляется в разных формах, но чаще всего в форме юрисдикции, осуществляемой как в отношении собственно самого воздушного пространства, так и воздушных судов, выполняющих в нем полеты.
Государство создает по своему усмотрению национальное законодательство, регулирующее авиационную деятельность как национальных, так и иностранных лиц и организаций.
Национальное регулирование распространяется на внутренние и международные авиаперевозки, а также на национальных и иностранных авиаперевозчиков. Осуществляя юрисдикцию, государство устанавливает законы и правила, касающиеся:
- б) регулирования коммерческой деятельности авиапредприятий;
- а) порядка выполнения международных и внутренних полетов в пределах государственной территории;
- в) функций и компетенции полномочного органа государства по воздушному транспорту.
Принцип суверенитета над воздушным пространством является исходным при определении многих положений двусторонних соглашений о воздушном сообщении, особенно при разрешении вопросов соблюдения законов и правил, регулирующих влет и вылет воздушных судов, совершающих международные полеты, прибытия и отправления с территории пассажиров, экипажей и грузов воздушных судов. Государства самостоятельно устанавливают правовой режим использования своего воздушного пространства.
Принцип разрешительного порядка международных полетов и перевозок в суверенном воздушном пространствеявляется производным от принципа полного и исключительного суверенитета над воздушным пространством.
В соответствии с этим принципом любые международные полеты и авиаперевозки иностранных предприятий и лиц допускаются только с разрешения суверенного государства. Принцип разрешительного порядка образует юридическую основу властных полномочий государства в отношении правового регулирования международных полетов в пределах его территории.
В законодательной области государство
Электронная библиотека
/ / 14.2 Регулирование полетов в международном воздушном пространстве Международные полеты регулируются Чикагской конвенцией 1944 г, двусторонними соглашениями и национальным законодательством. В соответствии с принципом полного и исключительного суверенитета государств на воздушное пространство каждое государство устанавливает порядок допуска иностранных воздушных судов в свое воздушное пространство. Разрешительный порядок влета на территорию государства и вылета за его пределы находится во внутренней компетенции этого государства.
Такой режим действует как для регулярных, так и для нерегулярных международных полетов.
Для организации международных полетов государство выделяет воздушные трассы, определяет контролируемые аэродромные зоны, международные воздушные трассы, коридоры для приема и вылета воздушных судов, устанавливает процедуры связи, издает карты и схемы, создает радио- и метеорологические службы. Государство вправе запрещать полеты в отдельных районах в целях обеспечения своей безопасности, а также устанавливать зоны их ограничения. Государства также регулируют деятельность национальных и иностранных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешений на эксплуатацию международных воздушных линий, условия полета, посадки, перевозки пассажиров, грузов, багажа и т.д.
На воздушные суда иностранного государства, находящиеся в воздушном пространстве другого государства, распространяется юрисдикция этого государства, его таможенный, валютный и карантинный контроль. Каждое государство имеет право требовать посадки в аэропорту иностранного воздушного судна, если оно совершает над его территорией несанкционированный полет.
Несанкционированный влет на иностранную территорию является правонарушением, влекущим уголовную, административную или дисциплинарную ответственность экипажа (командира воздушного судна), а также международную ответственность государства регистрации судна, за исключением действия непреодолимой силы.
По дополнению к Чикагской конвенции, принятому в 1984 г., государства, имея право на перехват нарушившего границу или уклонившегося от авиатрассы иностранного воздушного судна, должны действовать таким образом, чтобы не ставить под угрозу жизни находящихся на борту пассажиров, сохранять безопасность самого судна и воздерживаться от применения силы. Каждое воздушное судно, участвующее в международных полетах, должно иметь соответствующие документы: свидетельство о регистрации, удостоверение о годности к полетам, бортовой журнал и другие документы.
При бедствии воздушного судна государство, на территории которого оно произошло, оказывает помощь и назначает расследование обстоятельств такого происшествия. По Варшавской системе (международные соглашения, подписанные в Варшаве в 1929 г.) определяется ответственность авиаперевозчика за вред, выразившийся в смерти, любом телесном повреждении пассажира, в уничтожении, утере или повреждения багажа или груза, в опоздании в перевозке.
Полеты в международном воздушном пространстве регулируются согласно принципу свободы открытого моря, который предусматривает право всех государств свободно летать в воздушном пространстве над морем.
Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.
Стр 5 из 5Международное воздушное пространство находится над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами, а также над Антарктикой.
Свобода открытого моря осуществляется в соответствии с условиями, определяемыми нормами международного права. Она включает как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю: свободу судоходства; свободу полетов, т. е. государства имеют право свободно, без разрешения кого-либо, осуществлять воздушное судоходство над открытым морем и не приобретают в отношении этого воздушного пространства суверенных прав.
Открытое море резервируется для мирных целей, данная свобода реализуется государствами с учетом основных принципов международного права. В соответствии с принципом свободы полетов над открытым морем военные самолеты вправе осуществлять полеты в воздушном пространстве над любой частью Мирового океана, имеющей статус открытого моря.
Военные самолеты могут свободно маневрировать, не создавая помех для полетов самолетов других государств.
Военные самолеты имеют право использовать любые технические средства, обеспечивающие безопасность самолетовождения. Исходя из принципа свободы полетов над открытым морем, военные самолеты вправе осуществлять поиск, слежение, а в определенных случаях и преследование невоенных иностранных судов. Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Конвенции об открытом море преследование может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами или же другими судами и летательными аппаратами, находящимися на правительственной службе и специально на то уполномоченными.
Прибрежное государство имеет право преследовать и задержать в открытом море иностранное невоенное судно, если имеются достаточные основания считать, что это судно (или одна из его шлюпок) совершило правонарушение за время своего пребывания в порту или в территориальных водах данного государства, при условии, что преследование было начато в территориальных водах до того, как судно оказалось в открытом море, и велось непрерывно. В случае преследования военным летательным аппаратом самолет или вертолет, отдающий приказ об остановке, должен сам активно преследовать, пока какое-либо судно или какой-либо летательный аппарат прибрежного государства, предупрежденный данным летательным аппаратом, не прибудет на место, чтобы продолжать преследование, если только летательный аппарат не может сам задержать судно. Чтобы обосновать задержание какого-либо судна в открытом море, недостаточно только того, чтобы оно было просто замечено летательным аппаратом как совершившее нарушение или как подозреваемое в совершении нарушения, если только одновременно оно не получило требования остановиться и не было преследуемо самим летательным аппаратом или другими летательными аппаратами или судами, продолжающими непрерывное преследование.