Важные моменты 115 фз

Оглавление:

Ст. 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: комментарии, последняя редакция с изменениями, ответственность за неисполнение


В соответствии с положениями Концепции нацбезопасности РФ, одним из приоритетных направлений деятельности государства является противодействие криминальным явлениям. Оно предполагает консолидацию усилий власти и общества, резкое сокращение социально-политической и экономической основы противоправных процессов, выработку комплексной системы методов и средств правового и иного характера для пресечения правонарушений и преступлений, обеспечения защиты интересов личности, государства и общества. В рамках этого направления пресекаются подготавливаемые и совершаемые деяния по отмыванию (легализации) доходов от преступной деятельности, финансированию терроризма, а также предпринимаются меры государственного реагирования на уже совершенные противоправные действия. Работа правоохранительных органов в данной сфере регламентируется нормами 115-ФЗ от 07.08.2001.

В ст. 1-3 приводятся общие положения, закрепляющие область распространения правового акта, термины, используемые в нем. Рассмотрим некоторые нормы этого закона.

Определения понятий дается в ст. 3 115-ФЗ. Разъяснение терминов необходимо для правильного понимания норм, исключения неверного их толкования.Доходами от преступной деятельности называют деньги или другое имущество, полученные в результате совершения противоправного деяния. В данном случае ключевым аспектом является факт преступления.

Дело в том, что граждане, уклоняющиеся от исполнения налоговых обязательств, преступниками (в классическом смысле) не являются, поскольку свои доходы они получают законным способом.

Чувство собственности мешает им расстаться с частью своей прибыли.Во втором абзаце 3 статьи рассматриваемого нормативного акта закрепляется состав активов, на который распространяется законодательство о противодействии отмыванию доходов от преступной деятельности. В данном случае имеет место соответствие положений 115-ФЗ и ст. 2 (п. «а» и «b») Страсбургской конвенции.

В ней доходами от преступной деятельности именуется любое имущество (невещественное и вещественное, недвижимое и движимое), выраженное в вещах либо правах или представляющее собой документы и акты, удостоверяющее право на такие материальные ценности.Анализ 115-ФЗ (ст. 1-3 в частности) указывает на то, что законодатель рассматривает преступные доходы в узком смысле, поскольку имеет в виду исключительно денежные средства либо другое имущество.

Здесь, однако, следует учитывать и положения ГК.

При применении норм 115-ФЗ ст. 128 Кодекса обеспечивает более полное понимание термина «иное имущество», поскольку в ней закреплен его состав. Согласно норме, по ним понимают вещи, ценные бумаги, деньги, имущественные права, продукты интеллектуального труда и средства индивидуализации, приравненные к ним, а также нематериальные блага.Определение понятия легализации доходов, приведенные в 115-ФЗ и ст.

174.1 УК, схожи. В Кодексе указывается, что отмыванием денежных средств либо другого имущества, полученного преступным способом, называется осуществление финансовых операций,

Новые требования 115-ФЗ: что важно для бухгалтера

Федеральным законом от 18.03.2020 г. №33-ФЗ уточнены и конкретизированы обязанности бухгалтеров, аудиторов в сфере так называемого «антиотмывочного» законодательства.

В чем заключаются дополнительные обязанности указанных лиц и чем грозит игнорирование требований Росфинмониторинга? «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ) определена роль лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, а также аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов, в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения (далее по тексту — ПОД/ФТ/ФРОМУ).
Отметим, что с 4 мая 2020 г. аудиторские компании, индивидуальные аудиторы обязаны при оказании аудиторских услуг уведомлять Росфинмониторинг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемой компании могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Для этих целей компании и индивидуальные предприниматели, которые оказывают бухгалтерские услуги, аудиторы должны использовать личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга.

То есть аудитор почти как год должен «стучать» в Росфинмониторинг о любых оснований полагать, что сделки клиента осуществлены с целью отмывания доходов.

При этом руководитель проверяемой компании может никогда и не узнать об источнике информации.

Услуги, при оказании которых аудиторы должны уведомить Росфинмониторинг:

  1. сделки с недвижимым имуществом;
  2. аудиторские услуги;
  3. привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  4. создание организаций, обеспечение их деятельности или управление ими, а также купля-продажа компаний.
  5. управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  6. управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

Важно!На сайте Росфинмониторинга отсутствует информация о том, сколько аудиторов сообщили о подозрительных операциях своих клиентов.

Возможно, такая статистика намерено не публикуется ввиду не столь масштабного сообщения о таких операциях, как предполагалось авторами инициативы.Тем не менее, государство постоянно закручивает гайки, перекладывая свои функции на бизнесменов. Согласно новациям, с 18 марта 2020 г. бухгалтеры, юристы, оказывающие бухгалтерские услуги (аутсорсинг) другим компаниям или ИП, а также аудиторы обязаны замораживать (блокировать) деньги своих неблагонадежных клиентов.

Как уже было отмечено, ранее такие лица должны были ограничиться только уведомлением Росфинмониторинга о подозрительных операциях своих клиентов. Теперь указанные лица при осуществлении бухгалтерских услуг обязаны (Информационное сообщение Минфина РФ от 10.04.2020 г. №ИС-аудит-29):

  1. идентифицировать

Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России

ПИСЬМОот 31 мая 2016 года N 12-1-11/1229Обобщение практики применения и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России 1.

Следует ли относить к операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии с абзацем седьмым (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ), операции, связанные с внесением пайщиком кредитного потребительского кооператива (далее — КПК) денежных средств в наличной форме в качестве паевого взноса в паевой фонд КПК?В соответствии с абзацем седьмым операция по внесению физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее (далее — пороговое значение).Поскольку действующее законодательство Российской Федерации не отождествляет внесение денежных средств в качестве паевого взноса в фонд КПК с взносом денежных средств в уставный (складочный) капитал организации, внесение пайщиком КПК денежных средств в наличной форме в качестве паевого взноса в паевой фонд КПК не относится к операциям, подлежащим обязательному контролю, в соответствии с абзацем седьмым .2. Кем в целях исполнения положений следует считать бенефициара по договору номинального счета?В соответствии со (далее — ) номинальный счет может открываться владельцу счета для совершения операций с денежными средствами, права на которые принадлежат другому лицу — бенефициару.Согласно договор номинального счета может быть заключен как с участием бенефициара, так и без его участия.В случае, когда договор номинального счета заключается с участием бенефициара, клиентами кредитной организации будут являться владелец номинального счета и бенефициар по договору номинального счета.В случае, когда договор номинального счета заключается без участия бенефициара по договору номинального счета, для целей применения его следует рассматривать в качестве выгодоприобретателя до того момента, когда он обратится в кредитную организацию за получением денежных средств с указанного счета.

В момент такого обращения в кредитную организацию бенефициар по договору номинального счета приобретает статус клиента кредитной организации.3. Вправе ли кредитная организация в случае наличия двух и более в течение календарного года решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции расторгнуть все заключенные с клиентом на дату принятия последнего решения договоры банковского счета (вклада), в том числе в рамках которых операции не осуществлялись либо не признавались кредитной организацией «подозрительными»?В соответствии с кредитные организации вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании .Учитывая изложенное, кредитная организация вправе расторгнуть все заключенные с клиентом договоры

Что нужно знать о законе 115-ФЗ и блокировках карт за подозрительные операции

Что это за закон?

Это Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»

. Он определяет обязанности и ответственность организаций, которые работают с деньгами и имуществом граждан: банков, страховых компаний, микрофинансовых организаций и т.д.

Цель закона — не допускать легализации незаконных доходов и финансирования терроризма. По закону 115-ФЗ все банки обязаны анализировать денежные операции своих клиентов и проверять их на подозрительность. Это делается по критериям Центробанка, которые прописаны в Положении № 375-П от 2 марта 2012 года.

По ним отслеживаются любые операции, похожие на незаконный перевод безналичных денег в наличные («обналичивание»), на запутывание схем расчётов и сокрытие истинных целей и участников сделок («транзит»), на незаконный вывод денег за границу. Если банк обнаруживает операции, которые вызывают сомнения в легальности, он имеет право:

    временно заблокировать; отключить доступ к интернет-банку (веб-версия и ); отказать клиенту в выдаче наличных или в переводе денег по безналу; отказать клиенту в открытии счёта, выпуске или перевыпуске карты.

Также банки по закону обязаны блокировать счета клиентов, причастных к экстремистской деятельности или терроризму. Таких людей и такие организации Федеральная служба финмониторинга включает в специальный перечень.

Ни один российский банк не имеет права работать со счетами тех, кто в нём сейчас находится. Это нужно, чтобы решить, признавать ли клиента действительно причастным к сомнительным денежным расчётам.

Если банк отказал в обслуживании, то:

    клиент не сможет открывать новые счета и вклады, получать новые банковские карты, в том числе перевыпущенные; действующие карты клиента останутся заблокированными; клиент не сможет пользоваться ; все операции по счетам клиент сможет проводить только в ; операции на крупные суммы клиент сможет проводить только по согласованию с банком; могут возникнуть проблемы при открытии счетов и карт в других банках.

Если банк в течение календарного года отказал в обслуживание 2 раза или больше, счёт закрывается.

Если предоставить документы, согласно которым доходы легальны, а расходы объяснимы, доступ к счетам и картам восстановят. Банк к каждому случаю подходит индивидуально и заинтересован в том, чтобы применять такие меры как блокировка или отказ в обслуживании только при оправдавшихся подозрениях.
Достаточно придерживаться несложных правил при использовании своих счетов. Не соглашайтесь на просьбы знакомых, родственников, друзей и т.д. перевести через ваши счета и карты деньги, к которым вы не имеете отношения, особенно если речь идёт о крупных суммах. Тем более не соглашайтесь снимать эти деньги наличными.

Не передавайте свои банковские карты никому, даже близким родственникам, — карты могут использовать

О чем 115 фз краткое содержание

Бесплатная юридическая консультация: Вся Россия ФЗ №115 О противодействии легализации (отмыванию) доходов является основополагающей базой для деятельности кредитных и финансовых учреждений.

Закон призван эффективно бороться с экономической преступностью и пособничеством терроризму благодаря установленным механизмам, нормам и правилам, прописанным в нём. Принятый летом 2001 года, он был встречен шквалом положительных эмоций со стороны как тех, кого он касается напрямую, так и обычных граждан. Однако с течением времени дело стало приобретать несколько иной оборот, и то, что разрабатывалось на благо, стало существенно портить жизнь российским гражданам.

Мы постараемся разобрать основные пункты ФЗ №115 и механизмы его влияния на взаимодействие с простыми россиянами.

Данный закон регулирует следующие аспекты:

  1. Ответственность контрольных органов по надзору за сомнительными операциями и лицами, которые их осуществляют.
  2. Отслеживание финансовых операций, главной целью которых является вывод денежных средств за границу.
  3. Создание таких органов и внутренних подразделений в банках и других организациях кредитования.
  4. Определение терроризма и террористических организаций.

Казалось бы, такие намерения действительно должны помогать нашей стране направлять в бюджет больше средств и избавиться от коррупции на различных уровнях.

Однако на практике всё выглядит совсем иначе.

Согласно ФЗ №115 отмывание денег может стать причиной отказа от сотрудничества даже с честными представителями бизнеса. Сюда относятся как физические, так и юридические лица. Банки требуют от людей различные выписки, справки и другие документы, касающиеся хозяйственной деятельности, хотя в Гражданском кодексе есть положения, которые это запрещают.

Центробанк каждый код отсылает финансовым учреждениям рекомендательные письма, где чётко описываются процедуры давления на граждан. Всё это негативно сказывается на развитии банковской системы, а отток капитала в другие организации за рубежом является прямым тому свидетельством.

Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов предусматривает для банков и аналогичных кредитных структур в различных масштабах довольно много методов и процедур, которые должны поспособствовать обнаружению спорных операций и их блокированию. К примеру, одним из распространённых случаев является блокирование дистанционного обслуживания банковских карт разного назначения.

Происходит это, если предприниматель отказался предоставить, например, объяснительную, зачем ему понадобилось обналичивать деньги со своего счёта.

По сути, ни одна такая организация не имеет прав на подобные поступки. Также часто можно встретить жалобы на то, что вовремя не осуществляются переводы с одного счёта на другой.

Служащие банков мотивируют это тем, что не знают, по какой причине переводятся средства. С другой стороны, их это и не должно волновать.

Многие задаются вопросом, что именно толкает банки на подобное поведение.

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМАПринятГосударственной Думой13 июля 2001 годаОдобренСоветом Федерации20 июля 2001 года Глава I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цели настоящего Федерального законаНастоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального законаНастоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.Действие настоящего Федерального закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения.В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законеДля целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:доходы, полученные преступным путем, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления;финансирование терроризма — предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных , , , , , , , , , , , , , , и Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;операции с денежными средствами или иным имуществом — действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с настоящим Федеральным законом;обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Как работает система 115-ФЗ: кто именно и почему блокирует ваши счета и отслеживает операции

Сегодня борьбой с бизнесом под флагом борьбы с отмыванием денег фактически занимается 3 довольно самостоятельных структуры, которые нами воспринимаются как одна – служба финансового мониторинга. Наши друзья из Telergam-канала рассказывают все о «кухне» функционирования этих служб. Сразу оговорюсь, что мы не оцениваем эффективность рассматриваемых структур с позиции их полезности и положительного/отрицательного эффекта для государства.

Мы будем рассматривать их деятельность только в части их влияния на работу реального сектора и «серого» сегмента. Для того, чтобы понимать, где «оседает» информация о ваших транзакциях, кто, что, кому, и в каком порядке передает, ну и вообще, с кем и о чем договариваться �, необходимо четко разделять следующие Службы: 1) Федеральная служба по финансовому мониторингу — это федеральный орган исполнительной власти, с которым бизнес соприкасается довольно редко, но, тем не менее, деятельность данной структуры прямо касается бизнеса.

Структура занимается сбором информации и мониторингом, по большей части, внешнеторговых контрактов. Находят подозрительные сделки, собирают по ним информацию и передают в УЭБиПК МВД России, СЭБ ФСБ России, ФНС России и пр. (в зависимости от круга участников, наличия госструктур (является ли одной из сторон сделки какой-нибудь ФГУП) и суммы) или в ФТС России.

Фактически, работа данной структуры заключается в следующем: Собирают информацию непосредственно из банков о подозрительных операциях и передают по одной им ведомой логике тем или иным «погонам» для принятия дальнейшего решения. Именно им пишут запросы все наши уважаемы органы, названия которых состоит из трех букв, а заканчивается на … Российской Федерации.

Причем, что самое интересное, запросы, зачастую, пишутся как в сам обслуживающий банк (с просьбой предоставить распечатку счета, информацию о карточке подписей/печати, доверенностях, IP-адресах с которых осуществлялся вход в банк-клиент, привязанном номере, лицах, которые ходили в банк от лица компании и пр.), так и в Росфинмониторинг (вопросы почти те же самые, только просят еще рассказать, что они думают по поводу транзакций и не усматривают ли они там состава преступления). Потом все вместе отчитываются о «сбитых самолетах» и надевают себе медальки.

Также Росфинмониторинг может передавать информацию «куда следует» в инициативном порядке, если усмотрели нарушения действующих законов.

Т.е. они посчитали, что есть некие нарушения и передали информацию со своими комментариями. Если в отношении вас не возбуждено уголовное дело и ваши транзакции не носят откровенно криминальный характер (входящие платежи — за кокаин, исходящие – на взятки чиновникам), то данная структура для вас угрозы никакой не несет по целому ряду причин: Это очень инертная структура.

Если срок жизни ваших компаний не более 2-3 месяцев, то, вероятнее всего, они даже не попадут в поле зрения в виду отсутствия перспектив их «изучения». Обратная сторона данного аспекта заключается в том, что под пресс этой структуры, зачастую, попадает т.н.

Федеральный закон №115

патент — документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности; (абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ) депортация — принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации; иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, — иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство); (абзац введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ) специальное учреждение — специальное учреждение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее также — иностранные граждане, подлежащие реадмиссии). (абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 384-ФЗ) 2.

В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан. Статья 3. Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации Законодательство о правовом положении иностранных граждан

115 ФЗ легализация

Содержание В связи с вступлением в силу 31 июля 2013 года Федерального закона от 28.06.2013 №134 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, теперь распространяются требования Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ).

К числу обязанностей индивидуальных предпринимателей, в частности, относятся: – в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма разрабатывать и утверждать правила внутреннего контроля, а также назначать лиц, ответственных за их реализацию; – пройти обязательное обучение в форме целевого инструктажа в соответствии с Требованиями к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203; – проводить проверку наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму на основании Перечня, размещенного на официальном сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет»; – предоставлять в Росфинмониторинг сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, указанных в статье 6 Федерального закона № 115-ФЗ, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, а также об иных операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в случае возникновения подозрений, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Единый формат представления в Росфинмониторинг информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также об операциях, в отношении которых на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, установлен Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 № 245 (далее – Инструкция). До приведения указанной Инструкции в соответствие с требованиями Федерального закона № 134-ФЗ, при представлении информации в Росфинмониторинг вышеуказанным организациям и индивидуальным предпринимателям в графе 210 формы 4-СПД «Код вида организации (лица), представляющей(его) информацию» следует указывать соответствующий код вида организации:

Закон о блокировках 115-ФЗ: справочник из 8 главных документов с описанием и ссылками на текст

[ БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА ]»Вы можете не читать 115-ФЗ. Выживание не является обязанностью,

» — это я перефразировала цитату американского ученого Деминга, которая в оригинале звучит так: «

Вы можете не изменяться.

Выживание не является обязанностью».Действительно, когда мы говорим о 115-ФЗ, речь идет о выживании, ведь антитеррористический закон дает банкам право практически лишить Вас бизнеса на основании всего лишь ПОДОЗРЕНИЯ и без обратного билета. Неопределенность и непонимание механизмов — пугают. Давайте погрузимся в тему 115-ФЗ быстро и эффективно, чтобы знать все подводные камни и чувствовать себя уверенно.

Законодательство, принятое в рамках 115-ФЗ поражает своим масштабом: только Банком России принято около 200 документов: информационных писем, положений, методических рекомендаций и указаний. Их будет достаточно, чтобы разбираться в 115-ФЗ на уровне эксперта.В законе 2 обязанности банка:

  1. фиксация сделок, которые носят сомнительный характер: ВОТ ЗДЕСЬ ПРОБЛЕМА ДЛЯ БИЗНЕСА, потому что аппарат банка не может реально оценить, сомнительная сделка или нет, просто кто-то кому-то не понравился и всем (ОСОБЕННО!!!добропорядочным компаниям) НАДО ПОБАИВАТЬСЯ.
  2. фиксация сделок, подлежащих обязательному контролю (свыше 600 тысяч, если это сделки с наличными, с участием иностранных компаний, беспроцентные займы и т.п.) — ноэто не самое страшное, здесь как раз все понятно и четко прописаны критерии;

ВНИМАНИЕ: Сомнительная сделка и подозрительная сделка — не синонимы!Сотрудник банка видит операцию, которая ему показалась сомнительной, запрашивает документы и пояснения, а затем должен принять решение: классифицировать сделку, как подозрительную или нет.

Вот на их перечень на сайте ЦБ, но знать все не обязательно, я выбрала для Вас 8 основных.
Если да, то банк отказывает в проведении операции, а сведения о ней направляются в Росфинмониторинг. С лета 2017 года сведения об отказах, направляемые в Росфинмониторинг, собираются в единую базу и перенаправляются во все банки в качестве СТОП-ЛИСТа.В документе приведены рекомендации для банков по разработке правил внутреннего контроля и программ идентификации, оценки риска, выявления подозрительных операций.

В соответствии с Положением решение в качестве квалификации операции в качестве подозрительной банк принимает САМОСТОЯТЕЛЬНО, но при оценке риска должно быть учтено не менее 2-х ступеней.В приложении в Положению указано 125 типов подозрительных операций и их признаков.В положении 550-П описано, как работает СТОП-ЛИСТ, «черный список» или Список 550 (как называют его сотрудники банка по номеру положения).Это свежие рекомендации Банка России по выявлению подозрительных операций. Они, можно сказать, расширили сферу применения 115-ФЗ, потому что в них идет речь не только о выявлении транзитных операций по отмыванию преступных доходов, но и об уклонении от уплаты налогов. Банки должны их выявлять и пресекать.В соответствии с этими методическими рекомендациями налоговая нагрузка 0,9% от оборота

Основные положения Федерального закона 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов”

» Согласно 115-ФЗ, контролю подлежат операции на сумму не менее 600 тыс.

рублей и операции, обладающие признаками необычной сделки.

Нарушение положений ФЗ может привести к блокировке счетов клиента и отзыву лицензии у финансовой организации.Главной целью Федерального закона (ФЗ) N 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. является защита прав граждан и государства.Данный ФЗ регламентирует отношения физических лиц и компаний, являющихся субъектами закона, с государственными органами, контролирующими денежные операции, с целью недопущения включения средств в незаконный оборот.Таблица 1.

Субъекты 115-ФЗКатегорияСубъектыФизические лицаРоссийские граждане.Иностранные граждане.Лица без гражданства.Организации и индивидуальные предпринимателиКредитные организации.Участники рынка ценных бумаг.Страховые компании.Федеральная почтовая связь.Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них.Устроители лотерей, тотализаторов и т.д.Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов.Занимающиеся операциями с недвижимостью.Потребительские кооперативы.Микрофинансовые организации.Операторы связи и т.д.Иностранные структуры.К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения.

Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям.

Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки.Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролюСуммаСуть операции≥600 тыс.

рубОперации с денежной наличностью.Снятие или зачисление на счет юр.

лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса.Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты.Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные.Обналичивание физ.

лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента.Обмен банкнот одного достоинства на другое.Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности.Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории.Операции по счетам и вкладам.Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.).Поставки по оборонному заказу.≥ 3 млн рубСделки с недвижимостью.≥ 100 тыс. рубПолучение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес.≥ 10 млн рубОперации организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК.Независимо от суммыОдин из участников сделки — лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности.Примечание.

Полный перечень признаков необычной

Как вас выведут из черных списков 115-ФЗ: разъяснения Росфинмониторинга банкам

Росфинмониторинг выпустил информационное письмо , в котором разъяснил, как должен функционировать механизм реабилитации банковских клиентов, получивших отказ в обслуживании.Ведет ли Росфинмониторинг какой-либо список лиц, участвующих в сомнительных операциях? Росфинмониторинг формирует только Перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Включение в этот Перечень и исключение из него осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 2.1.

и 2.2. статьи 6 . Ведение Росфинмониторингом каких-либо перечней лиц, участвующих в сомнительных операциях, действующим законодательством РФ не предусмотрено.Вправе ли Росфинмониторинг выдать распоряжение кредитным организациям о блокировке счетов, ограничить или запретить выдачу банковских карт, установить запрет на открытие банковского счета (вклада), ввести ограничения на использование дистанционного банковского обслуживания?

Нет, ответили в РФМ. Таких полномочий у ведомства нет.Почему банк заблокировал или приостановил операцию? В соответствии с положениями статьи 7 субъекты, поименованные в статье 5, обязаны:

  1. применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 указанного закона,
  2. приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

— юрлицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 указанной статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица; — физлицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 .